Главная
Семинар 1
Семинар 2
Семинар 3
План
Методуказания
Источники
Методические указания к теме
«Происхождение восточных славян»
Семинарские занятия открываются темой, посвященной происхождению восточных славян. И это не случайно. Данная тема является одной из наиболее спорных и дискуссионных в отечественной науке. Поэтому изучение. Данная тема является одной из наиболее спорных в отечественной науке. Поэтому изучение ключевых проблем планируется начать сразу с погружения в тему, которая по сей день не имеет однозначного решения. Это поможет студентам в выработке собственного мнения, в овладении приемами дискуссии и системой научной аргументации – словом, всеми теми умениями и навыками, которые необходимы начинающему исследователю.
Изучение первого вопроса семинарского занятия носит историографический характер. Главной задачей является освоение (в самых общих чертах) многообразия мнений и суждений по проблеме восточнославянского этногенеза. При этом необходимо иметь ввиду, что на первом курсе, приступая к обучению, студенты не в состоянии составить самостоятельно историографический обзор, основываясь только на предложенной в списке литературе. Большое подспорье в этом им может оказать соответствующий раздел работы В.В. Седова, который содержит одну из исчерпывающих сводок мнений и литературы по вопросу. После того, как историографическая ситуация будет в общем виде воспринята и усвоена, откроется возможность для классификации высказанных историками мнений и взглядов. Т.о., завершение первого вопроса закономерно подводит нас к началу разбора второго. Здесь следует обратить внимание студентов на то, что в рамках поставленной проблемы существуют два основных направления. Эти направления характеризуются как «автохтонная» и «миграционная» теории. Обе эти концепции восточнославянского этногененза студентам предлагается рассмотреть на материалах работ Б.А. Рыбакова и В.В. Седова.
Третий вопрос посвящен анализу ситуации, которая сложилась вокруг так называемой «норманнской проблемы» – роли скандинавов в формировании древнерусского этноса и государства. Приступпая к изучению этого вопроса, студентам следует начать с характеристики УнорманнизмаФ как направления в исторической науке. Речь идет о возникновении этого течения, его сущности и дальнейшей эволюции. После характеристики «норманнизма» следует перейтик к «антинорманнизму» как альтернативному (по отношению к «норманнизму») взгляду на русскую историю. Студенты должны при этом знать аргументацию обеих сторон по ключевым вопросам древнейшей истории Руси. При этом, кроме УклассиковФ обоих направлений (Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов) необходимо знать мнения современных представителей – В.Я. Петрухина, Е.А. Мельниковой, Б.А. Рыбакова, О.В. Трубачева. Следует внимательно рассмотреть подходы современного норманнизма и антинорманнизма к вопросу о роли скандинавов в образовании русского государства, происхождении названия «Русь» и т.д. В итоге необходимо отметить ту эволюцию, которую проделали обе концепции к сегодняшнему дню и указать, чья аргументация на сегодгяшний день более соответствует импеющимся в распоряжении историков фактам.

В начало страницы