Главная
Семинар 1
Семинар 2
Семинар 3
История России
Древняя Русь
(X-XIII вв.)
Средневековая Русь (XIV-XVI вв.)
Пер. половина XIX в.
1857-1917 гг.
1917-1941 гг.
1941-1991 гг.
С 1991 г.
Всеобщая история
Первобытное общество
Древний Восток
Древняя Греция
Древний Рим
Средние века Европы
Средневековый Восток
Новая история Европы
Новая история Востока
Спец. исторические дисциплины
Источниковедение
Историография
Этнография
Археология
Региональный компонент
История Урала
Политология
План
Методуказания
Источники
Методические указания к семинарскому занятию
Древнерусское общество по «Русской Правде»
В рамках этого семинарского занятия основное внимание предполагается уделить изучению социальной структуре древнерусского общества. Основным источником по изучению данной проблемы является Русская Правда. Поэтому изучение памятника предполагается осуществлять сразу в двух плоскостях: источниковедческой и конкретно-исторической. Первый аспект позволяет прикоснуться к изучению РП как источника и ставит задачу ознакомления студентов с базовыми основами критики источника. Этой проблеме посвящен первый вопрос. Принимая во внимание то обстоятельство, что студенты только приступают к освоению исторического материала, а академический курс источниковедения планируется на III курсе, то ответ на первый вопрос предполагается ограничить рамками изложения основных точек зрения на происхождение и соотношение списков и редакций Русской Правды. Обязательный минимум –знакомство с точкой зрения М.Н. Тихомирова («Пособие по Изучению Русской Правды»), С.В. Юшкова (Русская Правда) и Любимова. В качестве дополнительной информации о новых подходах в вопросе о происхождении Русской Правды студентам предлагается обратиться к работе Л.В. Милова. Когда по итогам изучения этой части семинарских материалов у студентов сформируется представление о характере и происхождении Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды, можно будет переходить к изучению содержания источника.
Одной из наиболее важных задач изучения содержания представляется анализ социальной структуры древнерусского общества, который отразился в Русской Правде. Этот анализ предполагается провести в два приема. Во-первых, рассмотреть, как Русская Правда отразила положение свободного населения. Во-вторых, проанализировать, как отразились в тексте памятника категории зависимого населения.
В вопросе о свободном населении Русской Правды как студентам предлагается рассмотреть две гипотезы. Первая из них сформулирована в работах Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина и М.Б. Свердлова, вторая –в работах Е.Д. Романовой, И.Я. Фроянова и Л.В. Даниловой. Необходимо обратить внимание студентов на то, что при разрешении проблемы им придется иметь дело, в первую очередь, с различными толкованиями одних и тех же терминов. В данном случае, речь идет о социальной терминологии Русской Правды, такой, как «муж», «людин» и т.д. Необходимо акцентировать внимание на том, что эти термины по-разному трактуются в рамках упомянутых гипотез; уделить внимание аргументации авторов.
Другим большим вопросом является изучение различных категорий зависимого населения, зафиксированных в Русской Правде. Студентам предлагается рассмотреть положение и статус таких категорий, как закуп, смерд, вдач и холоп. Изучение самого источника должно сопровождаться обстоятельным историографическим комментарием. Материалы для него студенты могут почерпнуть как из капитального тома «Комментариев» к Русской Правде, так и из приведенной в списке литературы.
Третий блок разбираемых вопросов касается уже не социально-экономических, а политических аспектов общественной жизни Руси. Главной задачей исследования является знакомство студентов с отражением на страницах Русской Правды политической администрации: княжого двора, княжого суда и дружины. Особое внимание рекомендуется уделить при проработке историографического блока вопроса работам А.Е. Преснякова и И.Я. Фроянова.

В начало страницы