Методические указания к семинарскому занятию
Древнерусское общество по «Русской Правде»
В рамках этого семинарского занятия основное внимание предполагается уделить изучению социальной структуре древнерусского общества. Основным источником по изучению данной проблемы является Русская Правда. Поэтому изучение памятника предполагается осуществлять сразу в двух плоскостях: источниковедческой и конкретно-исторической. Первый аспект позволяет прикоснуться к изучению РП как источника и ставит задачу ознакомления студентов с базовыми основами критики источника. Этой проблеме посвящен первый вопрос. Принимая во внимание то обстоятельство, что студенты только приступают к освоению исторического материала, а академический курс источниковедения планируется на III курсе, то ответ на первый вопрос предполагается ограничить рамками изложения основных точек зрения на происхождение и соотношение списков и редакций Русской Правды. Обязательный минимум знакомство с точкой зрения М.Н. Тихомирова («Пособие по Изучению Русской Правды»), С.В. Юшкова (Русская Правда) и Любимова. В качестве дополнительной информации о новых подходах в вопросе о происхождении Русской Правды студентам предлагается обратиться к работе Л.В. Милова. Когда по итогам изучения этой части семинарских материалов у студентов сформируется представление о характере и происхождении Краткой, Пространной и Сокращенной редакций Русской Правды, можно будет переходить к изучению содержания источника.
Одной из наиболее важных задач изучения содержания представляется анализ социальной структуры древнерусского общества, который отразился в Русской Правде. Этот анализ предполагается провести в два приема. Во-первых, рассмотреть, как Русская Правда отразила положение свободного населения. Во-вторых, проанализировать, как отразились в тексте памятника категории зависимого населения.
В вопросе о свободном населении Русской Правды как студентам предлагается рассмотреть две гипотезы. Первая из них сформулирована в работах Б.Д. Грекова, Л.В. Черепнина и М.Б. Свердлова, вторая в работах Е.Д. Романовой, И.Я. Фроянова и Л.В. Даниловой. Необходимо обратить внимание студентов на то, что при разрешении проблемы им придется иметь дело, в первую очередь, с различными толкованиями одних и тех же терминов. В данном случае, речь идет о социальной терминологии Русской Правды, такой, как «муж», «людин» и т.д. Необходимо акцентировать внимание на том, что эти термины по-разному трактуются в рамках упомянутых гипотез; уделить внимание аргументации авторов.
Другим большим вопросом является изучение различных категорий зависимого населения, зафиксированных в Русской Правде. Студентам предлагается рассмотреть положение и статус таких категорий, как закуп, смерд, вдач и холоп. Изучение самого источника должно сопровождаться обстоятельным историографическим комментарием. Материалы для него студенты могут почерпнуть как из капитального тома «Комментариев» к Русской Правде, так и из приведенной в списке литературы.
Третий блок разбираемых вопросов касается уже не социально-экономических, а политических аспектов общественной жизни Руси. Главной задачей исследования является знакомство студентов с отражением на страницах Русской Правды политической администрации: княжого двора, княжого суда и дружины. Особое внимание рекомендуется уделить при проработке историографического блока вопроса работам А.Е. Преснякова и И.Я. Фроянова.