Главная
Разработчики
Правила пользования
Ссылки
История России
Древняя Русь
(X-XIII вв.)
Средневековая Русь (XIV-XVI вв.)
Всеобщая история
Древний Восток
Древняя Греция
Древний Рим
На главную
План
Источники
ЛЕГИЗМ В КИТАЕ VII-III ВВ. ДО Н.Э.
План семинарского занятия
«Легизм В Китае VII-III вв. до н.э.»
1. Культурно-идеологическая ситуация в Китае в середине I тыс. до н.э.
Конфуцианство, даосизм, легизм. Общее и специфика, оторванность от государственно-правовой практики. Политическая ситуация в Китае.
2. Зарождение легизма.
Попытка осмысления назревших политических Проблем. Специфика становления легизма. Деятельность Шан Яна, Хань Фой-цзы.
3. Основные моменты учения легистов:
а) концепция закона как средства укрепления царской власти. Исходная мизантропия. Пунктивная система. «Макиавеллизм» (разделение политики и этики). Манипулирование людьми. Преувеличение роли структур и низведение до нуля их носителей; уничтожение всех горизонтальных связей и замена их вертикальными. Всеобщая регламентация. Рационализм и представления о «единственной правильности» и возможность ее достижения. Тотальное игнорирование проблемы средств как самостоятельной;
б) разработка легистами методов организации государственного аппарата. Эффективный контроль. Разграничение компетенции верховной власти и бюрократии. Секретность. Шэнь Бухань;
в) учение о достижении власти; использование даосских норм. Шань Дао, Хань Фэй-цзы;
г) исходные мотивы легистов.
4. Практическое воплощение легистских идеалов в Циньском государстве и их крах.
Характеристика легизма как «экстремистского» варианта общекитайского идеала социальной гармонии в рамках просвещенного деспотизма «Тоталитаристский» характер легизма как плод примитивного рационализма и ломки традиции. Культурные уроки гибели легистского Циньского государства в Китае, их значение для современного мира.
Вернуться в начало семинара